Древние тюрки. Тюркский каганат

Древние тюркиПотомки серой волчицы

В 552 году в Центральной Азии родилась огромная кочевая империя — Первый Тюркский каганат. Не остались в стороне от его кровавой истории и просторы Сибири — долины Алтая и Минусы, Приобское плато, глухая южная тайга вместе со всем населением. Двадцати лет тюркскому государству хватило, чтобы стать влиятельнейшей евразийской державой с границами, протянувшимися от берегов Хуанхэ на востоке до Северного Кавказа и Керченского пролива на западе. Её правитель, каган Истеми, установил равноправные политические и торговые отношения с «владыками мира» того времени — Византией, сасанидским Ираном и северокитайскими царствами. Северное Ци и Северное Чжоу фактически превратились в данников каганата. Ядром нового законодателя мировых судеб был «тюрк» — народ, сложившийся в глубине алтайских гор.

Согласно легенде, древние тюрки ведут происхождение от мальчика — потомка «отдельной отрасли Дома Хунну». Когда все его сородичи оказались перебиты воинами из соседнего племени, мальчика с отрубленными руками и ногами враги бросили умирать в болото. Здесь калеку нашла и кормила волчица. Одним из детей выросшего мальчика и волчицы был Ашина — «человек с великими способностями». Его потомок Асянь-шад переселился на Алтай. На новом месте пришельцы смешались с местным населением и образовали новый народ — тюрк, правящим родом которого стал Ашина. Потомок Асянь-шада Бумынь (в другой транскрипции, Тумынь) и основал Первый Тюркский каганат.

По другому преданию, предки тюрков происходят из племени Со, обитавшего некогда на севере от хунну. У его главы Апанбу было 70 братьев (по другой версии — 17). Самый старший из них, Нишиду (или — Ичжинишиду), родился от волчицы и обладал выдающимися способностями. Под стать ему были и жёны — дочь лета и дочь зимы. Дочь лета родила ему четырех сыновей, и один из них — Нодулу-шад, принявший имя Тюрк, — правил в горах Басычусиши. У Нодулу было 10 жен, и сын Ашина — от младшей из них. После смерти отца унаследовать его власть должен был тот из сыновей, который выше всех вспрыгнет на дерево. Это удалось сделать Ашине. Став вождем, он принял имя Асянь-шад.

Вся история каганата полна войн и междуусобиц. Его территория была слишком велика, а население чересчур разнородно, чтобы государство твёрдо держалось на ногах. Каганат ожидала судьба всех империй древности, созданных силой оружия и не спаянных общностью хозяйственной жизни, империй, которые, начиная с державы Александра Великого, ненадолго переживали своих создателей. В 581 году великая держава развалилась на два враждующих и неустойчивых объединения — Западный (с центром в Семиречье) и Восточный (с центром в Монголии) Тюркские каганаты. Последний быстро пришел в упадок и в 630 году пал под ударами армии китайской империи Тан. Западный Тюркский каганат ещё 20 лет сохранял свое господство в Средней Азии, в 651 году и его основные силы потерпели поражение от китайских войск. Правда, покой на границах «Поднебесной» продолжался недолго. Бесконечная череда волнений и восстаний привела через сорок лет к появлению еще одного могущественного государственного образования — Второго Тюркского каганата во главе с правителем Ильтересом все из того же рода Ашина. Вскоре каганат распространил свою власть на земли Забайкалья, Семиречья, Маньчжурии. Территории Алтая и Тывы теперь составили лишь северную его окраину.

Тюркская баба
 

Рис. 1. Долина р. Катунь — столбовая дорога кочевых цивилизаций.

Рис. 2. Тюркская баба. Когда-то такие каменные скульптуры усатых мужчин с сосудом в руках украшали горные степи Алтая, Тывы, Монголии и Семиречья. Как правило, талии их охвачены поясами с подвешенным к ним оружием. Ставили их у небольших каменных оградок. Нередко близ них располагались цепочки вертикально врытых камней — балбалов. Считается, что эти скульптуры — изображения предков-покровителей тюркского народа. Каменные бабы, оленные камни и бронзоволицые кумиры западно-сибирской тайги имеют одну общую черту. Всем этим изображениям полагалось оружие: выбитое на камне — у степных кочевников, и настоящее — у таёжников. У тюркских скульптур левая рука прижата к поясу — знак уважения, распространенный у многих народов Сибири и Центральной Азии. Скульптура как бы передает или принимает сосуд. Чем наполнен этот сосуд, пока неясно. Возможно, священным питьем, аналогичным тому, что ставилось перед изваянием. Размер 150x45x20 сантиметров. VII—IX вв. Левый берег р. Актру, Горный Алтай. МА ИАЭТ СО РАН.

Тяжеловооружённые тюркские воины
 
Рис.3. Все тяжеловооруженные тюркские воины имели несколько луков и колчанов со стрелами для дальнего боя, длинные копья для атаки сомкнутым строем, мечи, палаши, сабли и топоры для действий в ближнем бою, арканы. боевые ножи и тяжёлые плети, служившие вспомогательным оружием. Лошади и всадники защищались разнотипными, ярко раскрашенными панцирями, связанными как из отдельных металлических или кожаных пластинок, единенных между собой ремнями, так и из сплошных кожаных лент.
Скифское седло
 

Рис. 4. Решетчатый каркас хуннского времени, предшественник жёсткого седла. I в. до н. э. — I в. н. э. Могильник Ноин-Ула, Монголия.

Рис. 5, а—в. Скифское седло (ранний железный век). Резные медальоны на торцах седла (а), деревянные дуги (б), стеганые подушки, являвшиеся основой седла (в). Подушки накрывались войлоком, украшенным аппликациями в «зверином стиле». Урочище Пазырык. Горный Алтай. Санкт-Петербург. Эрмитаж.

Рис. 6, а—в. Широкие плоские полки (а) лежат на боках лошади и «зажимаются» между высокими вертикальными луками (б). Под этими луками располагаются торцевые вставки (в). IV—VI вв. Реконструкция по материалам Юго-Восточной Азии

Роговые накладки задней луки тюркских сёдел
 
Рис. 7, а—г. Задние луки седел древние тюрки делают наклонными и украшают их иногда роговыми накладками. Такие декоративные элементы могли покрывать обе луки или только одну из них: а, г — роговая составная накладка на заднюю луку седла. VII—VIII вв. Могильник Верх-Кальджин. Горный Алтай. Раскопки В. И. Молодина. МА ИАЭТ СО РАН; б — реконструкция каркаса седла по материалам памятника Верх-Кальджин. VII—VIII вв. Горный Алтай. Раскопки В. И. Молодина. МА ИАЭТ СО РАН; в — роговая накладка на переднюю луку седла со сценой охоты. VI—VII вв. Могильник Кудэргэ, Горный Алтай. По А. А. Гавриловой. Санкт-Петербург. Эрмитаж.

Наивысшего расцвета государство достигло во времена правления Бильге-кагана (716—734 гг.). Тюрки разгромили сначала китайских союзников, а потом и Китай, который после этого был вынужден согласиться на мир с могучим победителем и выплату ему дани, однако после смерти Бильге среди его наследников началась борьба за престол. В 744 году был убит последний правитель каганата Озмиш, и Второй Тюркский каганат прекратил свое существование. На его месте возник Уйгурский каганат (745—840 гг.).

Но, потерпев поражение, тюрки не исчезли с исторической арены. Часть населения Горного Алтая, его степных предгорий и Центрального Казахстана откочевала на север в западно-сибирские лесостепи (Обь-Иртышское междуречье, Приобье), где внесла свою лепту в сложение сросткинской культуры и значительно повлияла на развитие местных верхнеобской, релкинской, усть-ишимской культур. Другие, вместе с енисейскими кыргызами, участвовали в изнурительной войне с уйгурами (820— 840 гг.), завершившейся разрушением уйгурской столицы, города Ордубалык на реке Орхон. Новый, уже Кыргызский, каганат включил в свой состав Алтай с предгорьями и земли на западе почти до Прииртышья. В середине X века под ударами монголоязычных киданей енисейские кыргызы покинули территорию Монголии, сохранив за собой владения лишь в Южной Сибири — на землях Горного Алтая, Тывы и Минусинской котловины. Примерно к этому же времени относится последнее упоминание о древних тюрках в китайских династийных хрониках.

Кидани (китаи)монголоязычные племена охотников и скотоводов, кочевавшие на территории современной юго-восточной части Внутренней Монголии. Известны по китайским летописям с IV века. Непрерывно воевали с соседними племенами, тюрками, Китаем. В VI—VII веках консолидация киданьских племен привела к созданию государственного образования — союза племён с выборным правителем во главе. В X веке у киданей складывается империя. К упорядочению государственного аппарата привлекаются выходцы из Китая, строятся города, крепости, дороги, развиваются ремесла, торговля. С 947 года вводится новое летоисчисление, и государство получает название Великое Ляо. У киданей развиваются история, литература, медицина, архитектура, искусства, поэзия, письменность. С распространением буддизма появляется книгопечатание (ксилография). Империя киданей после серии победоносных войн раскинулась на территории от берегов Японского моря до Восточного Туркестана и от Желтого моря до Забайкалья и была самой могущественной в Восточной Азии. Сунский Китай, проиграв войну, платил ей ежегодную дань. С конца XI века начался упадок империи киданей. В 1120 году тунгусоязычные племена чжурчженей уничтожили государство Ляо. Часть киданей ушла на запад в Среднюю Азию.

Влияние тюрков на исторические судьбы и материальную культуру народов Сибири и Центральной Азии было столь велико, что период господства Первого и Второго Тюркских каганатов археологи зачастую называют просто «тюркским временем». В это время целый ряд открытий кочевой культуры распространился по землям оседлого населения от востока Азии до Европы, и, в свою очередь, немалое число достижений земледельческого населения стало достоянием кочевников. В эпоху Первого Тюркского каганата были созданы руническая письменность, появились новые виды конской упряжи, одежды, оружия.

Крупнейшим событием в истории техники, во многом определившим облик эпохи, явилось изобретение жёсткого каркасного седла и стремян. Резко расширились боевые возможности всадников, и возросла ударная мощь тяжёлой кавалерии. Сидя в прочных сёдлах с жёстким каркасом и упирая ноги в подножки стремени, наездники получили необыкновенную свободу движений, что немедленно привело к созданию новых типов оружия. Это не могло не сказаться на тактике ведения боя.

Сёдла скифского времени представляли собой две набитые шерстью и волосом подушки, соединявшиеся над хребтом лошади кожаной перемычкой. По краям, обращённым к шее и крупу лошади, они утолщались и украшались тонкими дужками и парными резными пластинами из дерева или рога. На спине животного такое седло крепилось с помощью подпруги, нагрудного и подхвостного ремней. Подобное устройство лишь незначительно снижало давление массы всадника и его амуниции на спину лошади. Кроме того, мягкое седло не давало ездоку опоры при встречном ударе.

На рубеже эпох (I в. до н. э.—I в. н. э.) появились жёсткие каркасы, состоявшие из двух узких дуг, которые соединялись между собой несколькими рейками. Мнения специалистов, высказанные по поводу назначения данных решетчатых каркасов, отличаются. По одной вере конструкция была опорной частью вьючных седел, по другой — деревянные поперечины проходили внутри кожаных подушек, образуя основу мягкого седла. Во всяком случае, такой каркас можно назвать прямой предтечей жёсткого седла.

На следующем этапе его создания место подушек заняли две доски, располагавшиеся по бокам лошади. С торцов они скреплялись широкими дугообразными луками, «выросшими», как считается, из декоративных деревянных накладок скифских седел. Луки опирались на спину лошади. Чтобы не мешать её движениям, расстояние между ними старались сделать минимальным. Такое седло буквально зажимало седока, давало ему прочную опору и даже защищало от удара копьём. Подобные приспособления для всадников хорошо известны по материалам Кореи и Японии IV—VI веков, где, вероятно, они и были изобретены. Преимущества этого изобретения очевидны — во-первых, обеспечивалась высокая посадка ездока; во-вторых, сидя в таком всадник мог вполне успешно действовать копьем, не опасаясь при неверном движении слететь со своего коня. Но садиться в такие седла-замки в длиннополой бронированной одежде было крайне неудобно. Тогда с левой стороны седла появилась специальная подложка —  прообраз будущего стремени.

В VI веке каркас ещё более усовершенствовался. Продольные доски между луками увеличились по длине. Теперь луки уже просто ставились сверху на дощатую основу, которая приобрела характерную, с лопастью посередине, форму. Так вес всадника равномернее распределялся по седлу — соответственно, уменьшилось его давление на хребет лошади. Выступающие края позволили привязывать стремена перед передней лукой, а не перебрасывать, как это было раньше, связывающую их верёвку поперёк седла. Чуть позже заднюю луку ставили уже под углом к горизонтали и делали её, подобно передней, цельноструганной. Всадник получил возможность отклоняться в любую сторону, откидываться назад, о спрыгивать на землю и, как говорят, «птицей взлетать» на коня. Подвижность кавалерии значительно возросла. Описанное седло впервые появилось где-то на границе оседлого и кочевого миров, в зоне контактов скотоводческих и земледельческих культур Северного Китая. Отсюда и началось его триумфальное шествие по всему миру.

Примерно в том же районе были изобретены и стремена. Сначала парные деревянные подножки выгибались из деревянного прута и обкладывались железом или медью.  Довольно скоро выяснилось, что деревянная основа не нужна. Некоторое время стремена делались из плоских железных листов. Однако узкая пластина резала ногу, подножка (нижняя часть стремени, на которую опирается нога) приобрела расплющенную форму. Позднее стремена целиком отковывались из металлического прута.
 

Добавить комментарий

Подтвердите, что вы не спамер