Бронзовый век
Середина II-го тысячелетия до н. э. Пылает костер, в горячих тиглях дрожат золотистые лужицы металла, вскоре он окажется в разогретых полостях, оттиснутых в глине или вырезанных в мягком тальке. Остыв, металл сохранит их формы и превратится в отсвечивающие жёлтым предметы, издающие при ударе чудесный звон. 4000 лет прошло с тех пор, как умельцы неолитического поселения Чайеню впервые попробовали плавить самородную медь, и в привычном шуме древних селищ стал ясно слышаться этот мелодичный звон.
Чайеню-тепеси (тепе, тепеси — холм) — поселение докерамического неолита, расположенное в юго-восточной части Малой Азии на территории современной Турции, в верховьях Тигра. Оно выросло близ древнего рудника Аргани Маде, позднее использовавшегося ассирийцами. Здесь впервые встречены самые древние изделия из самородной меди. Выделяется 5 периодов существования посёлка. Начиная со второго периода, его обитатели возводят каменные дома с фундаментам и окрашенными в оранжево-желтый цвет полами. Основные орудия делались из кремневых пластин. Керамика отсутствует. Не имея более точных данных, большинство исследователей считает наиболее достоверной областью возникновения ранней металлургии горные районы у северных и северо-западных границ Месопотамии, где уже с 4-го тыс. до н. э. возникают древнейшие цивилизации.
Для людей той эпохи плавка металлов явилась лишь одним из целого ряда изобретений. Нарастающая лавина последствий, вызванных открытием металлургии, имела огромное значение в истории человечества. Оно вступило в бронзовый век. Это было время победы пастушеского и земледельческого хозяйств, время демографических всплесков и широких миграций, появления колесного транспорта и новых технологий, позволивших быстро и точно копировать самые совершенные орудия труда и оружие, создавать украшения невиданных прежде форм. Ремесленники выделяются в особый «клан», бдительно хранящий от чужих глаз тайны своего мастерства. Изменяется духовная культура — появляются новые божества и их служители. Возрастает значение организационной деятельности предводителя, усложняются общественные отношения, создаются первые государства. В бронзовом веке тесались камни Великих пирамид, возводились стены «священной» Трои, слагались гимны Ригведы, под мостами Вавилона плавно катились воды Евфрата, утреннее солнце освещало ворота Мардука и кровли храмов Эсагилы, царственная Семирамида вступала в прохладу своих висячих садов. А где-то на полях сражений вздымали пыль колесницы древних ариев и свирепых гиксосов, скакали по крепкому насту коренастые лошади, а следом за ними в снежных вихрях пыли скользили, схватившись за упряжь, сибирские лыжники...
Бронзовый век — период в истории человечества, когда бронза стала основным производственным материалом (хронологически, примерно с конца 4-го до начала 1-го тысячелетия до н. э., в отдельных регионах позднее). Бронзой называется сплав металлов, состоящий из 9-ти частей меди и 1-ой части олова. Температура плавления бронзы 700 градусов, а ее твёрдость ближе к железу, чем к меди. Для того чтобы получить в руки этот материал, человеку потребовалась тысяча лет. Это время называется энеолитом (медно-каменный век).
Распространение скотоводства позволило древним коллективам время от времени поправлять свое благосостояние за счёт угона скота, грабежей и военного насилия. Все взрослые мужчины из охотников и пастухов при малейшей необходимости теперь превращаются в воинов — защитников своих и грабителей чужих. Военные походы уже настолько выгодное дело, что общества все чаще организовываются на военный лад, война является непременным условием их существования. Оружие, ещё вчера охотничье, сегодня становится боевым. Изменяются и требования к нему. В боевое оружии, от степени совершенства которого зависит жизнь его владельца, всегда воплощались новейшие технологические достижения эпохи. Так, в век бронзы основное количество металлоёмких изделий — это предметы вооружения, а не средства трудовой деятельности.
Рис. 1. Навершие бронзового ножа. Середина 2-го тыс. до н. э. Могильник Ростовка. Омское Прииртышье. Западная Сибирь. Раскопки В. И. Матющенко. МАЭС ТГУ | |
Рис. 2. Сверленый каменный топор. Подобные изделия были грозным оружием в руках пастухов афанасьевской культуры (середина 3-го тыс. до н. э.). Исследования механических свойств ударных орудий, проведенные в 1925—31 гг. учеными Института истории материальной культуры АН СССР (ныне Институт археологии РАН), показали неожиданно высокую эффективность удара такими топорами. Коэффициент их полезного действия колебался в пределах 82—90%. Эпоха ранней бронзы. Могильник Пещеркин Лог. Горный Алтай. Раскопки В. И. Молодина. МА ИАЭТ СО РАН Рис. 3. Основные типы «боевых топоров», встречающихся в Южной Сибири |
|
Рис. 4, а—к. Наконечники стрел из камня (а—д) и кости (е—и). Каменные наконечники стрел по-прежнему преобладают в колчанах лучников эпохи бронзы. Имея при малых размерах достаточно большой вес и острые пильчатые края, они обладали высокой пробивной силой. Такие наконечники делались очень тщательно, в отличие от сланцевых дротиков (к), небрежность изготовления которых сразу бросается в глаза. Костяные наконечники стрел немногим уступали по проникающей способности каменным. Они (судя по результатам экспериментальных стрельб) наносили более глубокие травмы, чем бронзовые, и часто были даже опаснее, ибо вызывали заражение раны прогорклым костным жиром. Снабженные небольшим острым жальцем (и), они довольно легко отделялись от древка и оставались в ране, (а—и) — Кротовская культура. Середина 2-го тыс. до н. э. Могильник Сопка-2. Западная Сибирь. Раскопки В. И. Молодина; (к) — Афанасьевская культура. Середина 3-го тыс. до н. э. Окрестности Денисовой Пещеры. Горный Алтай. МА ИАЭТ СО РАН | |
|
|
Рис. 5. Наскальные рисунки эпохи бронзы. Колбак-Таш. Горный Алтай.Ортаа-Саргол. Респ. Тыва |
И все же появление металла на полях сражений на первых порах не давало серьезных преимуществ воюющим сторонам. Оружие, сделанное из нового материала, оставалось ещё слишком несовершенным. И долгое время его типы и способы владения им были почти такими же, как и в неолите. По-прежнему арсенал племени состоял из лука, усиленного роговыми накладками; стрел с острыми каменными и костяными наконечниками; лёгких метательных дротиков; копий, тяжелых дубин, палиц, которые вместе со шлифованными топорами, обоюдоострыми кинжалами и костяными ножами помогали сокрушить врага в ближнем бою.
Первые бронзовые ножи и наконечники копий были небольшими, а форма их во многом повторяла листовидные очертания каменных изделий. Крепились металлические острия к несущей части также испытанными способами — зажимались в расщеп древка, забивались в торцы роговых рукояток, вставлялись и вклеивались в полости трубчатых костей. Тонкие расплющенные металлические пластинки, из которых все чаще делались лезвия и наконечники копий, нередко гнулись от сильного удара и довольно быстро тупились. Они не могли составить серьезную конкуренцию каменным остриям, еще долго мелькавшим на полях сражений.
Правда, само каменное оружие уже было совсем иным, так как отбор сырья и технология его обработки существенно изменились. Почти не встречались теперь копья и дротики с тонко ретушированными изящными наконечниками. На смену твердому и хрупкому кремню пришли мягкие сланцевые и шиферные породы. Ненужной стала ювелирная обработка камня. Достаточно было быстро и довольно грубо несколькими сколами придать подобранной заготовке задуманный контур и обточить неровности острия. Сырьём в виде подходящих сланцевых пластин природа щедро делилась с человеком. Наконечники стрел, как и прежде, изготавливались струйчатой ретушью из кремневых и яшмовых пород камня и вырезались из свежей кости. Проверенные временем неолитические технологии оказались здесь востребованными.
В ближнем бою на полях сражений 3-го — начала 2-го тысячелетия до н. э. господствуют сверленые так называемые «боевые топоры». Встречаются такие изделия на большей части Европы, являясь своеобразным маркером некоторых археологических культур, которые так и называются «культурами боевых топоров». В немалом числе подобные предметы найдены и в Западной Сибири на обширной территории от таежного Васюганья на севере и до гор среднего Алтая на юге. При всех различиях в форме и размерах «боевые топоры» изготовлены по одной технологической схеме, включавшей три последовательные операции — формовку, шлифовку, сверление. С подходящего по форме и размерам камня сильными ударами снимали лишний материал и придавали заготовке вид клина. У топоров сложных форм, с выточенным в виде молоточка обухом и лезвием в форме небольшой лопасти, на этой стадии применялось еще и отпиливание кусков, которые нельзя было удалить серией сколов. Затем вся поверхность изделия подвергалась равномерной шлифовке, окончательно оформлявшей лезвие. И наконец, трубчатой костью с песком сверлилось отверстие.
Впрочем, несмотря на название, далеко не все исследователи считают эти топоры именно оружием. Одни относят их к рабочим орудиям горных выработок (потому что одно из таких изделий было найдено в заброшенной горной выработке Алтая), другие — к ритуальным предметам. Тем не менее столь выразительное название неслучайно, как неслучайно то, что позднейшие металлические боевые топоры похожи на своих далеких каменных предшественников.
Открытые бои — бои на открытой местности с изготовившимся к сражению противником. В то время нападения по-большей части осуществлялись внезапно. Это было залогом удачи и гарантировало меньшие потери. Но ход таких действий партизанско-диверсионного типа во многом зависел от конкретной обстановки и трудно восстановим.
Судя по оружию эпохи ранней бронзы, можно предположить, что открытые бои включали в себя первональную перестрелку из луков на дальней дистанции, затем быстрое сближение с противником и поражение его в непосредственном контакте колющим (копьями, кинжалами) и ударно-дробящим (топор, дубины) оружием ближнего боя. Сражались воины тех лет в основном в рассыпном строю, используя то оружие, которым лучше всего владели. Во всяком случае, предполагать какое либо особое боевое построение оснований пока нет. Очень высока вероятность применения в ближнем бою оружия типа кистеня — оно представляло собой округлый камень, обёрнутый кусочком кожи и привязанным к длинному ремню или веревке. Среди археологически материалов выявить детали такого рода оружия крайне трудно. Кожа в земле не сохраняется, а все камни похожи друг на друга. Столь же тщетно ожидать и находок деревянных дубин в поселенческих или погребальных комплексах. Но и то, и другое оружие можно рассмотреть на наскальных рисунках.
«Сибирское вооружение: от каменного века до средневековья». Автор: Александр Соловьев (кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института археологии и этнографии СОРАН); научный редактор: академик В.И. Молодин; художник: М.А. Лобырев. Новосибирск, 2003 г.
Добавить комментарий