Енисейские кыргызы. Кыргызский каганат

Всадники с берегов Енисея

Енисейские кыргызы

Во второй половине 1-го тысячелетия уютные земли Минусинской котловины стали колыбелью культуры енисейских кыргызов. Её истоки, по распространённому среди специалистов мнению, восходят к таштыкской культуре. Остатки обширных ирригационных сооружений и найденные археологами орудия труда говорят о развитии плужного орошаемого земледелия у населения Минусы в тюркское время. Занимались кыргызы и отгонным скотоводством, разводя овец, верблюдов и лошадей. «Их лошади плотны и рослы. Лучшими считаются, которые сильно дерутся», — сообщается в восточных летописях. Такие «бойцовые» лошади особо ценились в кавалерии, для нужд которой они специально и разводились. Немалую роль в хозяйстве кыргызов играла охота. Продукты рыболовства не только разнообразили пищу, но и давали столь необходимый для производства метательного оружия клей.

О степени оседлости енисейских кыргызов в науке не существует единого мнения. Тем не менее, именно земледельческие навыки и склонность к оседлым поселениям привели к созданию кыргызского государственного объединения.  После падения Первого Тюркского каганата, в развале которого кыргызы приняли самое деятельное участие, они получили полную независимость, и уже в 648 году танский Китай встречал их первое посольство (во всяком случае, первое, отмеченное письменными источниками).

Кыргызский каганат постоянно подвергался опустошительным набегам южных соседей и в VI—VIII веках нередко терпел сокрушительные поражения. Иногда он даже терял политическую самостоятельность. Но со временем военная удача всё чаще улыбалась кыргызам. «Умертвил роды синего волка, черного волка умертвил», — говорится в древней кыргызской надписи об одном из успешных походов, вероятно, против тюрков (ведь именно они считали своей прародительницей волчицу). Год от года набирая силу, каганат превратился в мощную державу, существенно влиявшую на судьбы народов Центральной Азии. В древнетюркое время он представлял собой сложное этнополитическое объединение, включавшее «титульное», элитарное население (собственно, кыргызов) и различные подчиненные группы кыштымов (иноплеменников). Хорошо вооруженные дружины кыргызов совершали регулярные набеги на жителей горно-таёжных окраин Минусинской котловины по свидетельствам тех лет, «ловили их и употребляли в работу». Для участия в военных действиях кыштымы сначала не привлекались, но уже в конце 1-го тысячелетия, когда енисейских кыргызов потеснили войска Уйгурского каганата и их положение сильно осложнилось, кыргызская армия стала разноплеменной. В китайских источниках отмечается, что когда кыргызы «набирают и отправляют войско, то выступает весь народ и все вассальные поколения». Археологические данные подтверждают этот факт.

Воины Кыргызского каганата и их противник
 
Рис. 1. Привычным противником для всадников Кыргызского Каганата в начале 2-го тысячелетия оставались родственные по языку тюркские племена Саяно-Алтая.
Украашение лошадиной сбруи
 
Енисей
Рис. 2. Подобные сердцевидные бляхи с выпуклой центральной частью, выполненной в виде колокольчика, некогда украшали сбрую лошади. Появившись в IX веке, они распространялись преимущественно в культуре енисейских кыргызов. IX—X вв. Минусинская котловина. МКМ. Рис. 3. Река Енисей. Хакасия

В истории Кыргызского каганата исследователи в деляют несколько этапов, связанных как с основные типами археологических памятников, так и с важнейшими событиями в его политической истории.

Первый период (VI—VIII вв.)эпоха Чаа-Тас. Основные события этого времени происходили на ограниченном пространстве Минусы и соседней Тывы. Кыргызам удалось установить торговые и дипломатические связи с земледельческими государствами Средней и Юго- Восточной Азии (танский Китай, Согд, Тибет, Восточш Туркестан). С кочевыми же народами они враждовали, ведя с ними непрестанные войны — по большей части неудачные. В военном отношении кыргызы пока были слабы — их политику на этом этапе можно охарактеризовать как оборонительную.

Следующий период (IX—X вв.) получил название эпохи Великодержавия. Это было время славных побед и триумфа кыргызского оружия. Разгромив уйгуров, их тяжёлая конница вместе с отрядами кыштымов вышла на просторы Центральной Азии. «Впервые, — по словам крупного специалиста в истории, археологии и этнографии народов Южной Сибири Д. Г. Савинова, — народ северного происхождения, создавший высокую культу в бассейне Северного Енисея, стал играть решающую роль в делах своих южных соседей».

Уйгурыдревний тюркоязычный народ Центральной Азии, коренное население современного Синцзян-Уйгурского автономного округа Китая. Предками уйгуров были кочевые племена, жившие в древности в монгольских степях и упоминавшиеся в китайских летописях с IV века. В V—VIII веках уйгуры входили в состав Жужаньского, а затем и Тюркского каганатов. После падения последнего в середине VIII века уйгуры в долинах рек Селенга, Орхон и Тола основали свое собственное государство — Уйгурский каганат. В 840 году он был разгромлен енисейскими кыргызами. Уйгуры переселились в Восточный Туркестан и в западную часть Ганьсу, где создали независимые государства с центрами в Турфанском оазисе (847—1369 гг.) и Ганьсу (847—1036 гг.). Государство в Ганьсу было уничтожено тангутами, а население восточно-туркестанского государства уйгуров в XIV веке подчинено монголами и вошло в улус Джучи.

Границы кагана расширились до верховьев Амура на востоке и восточных склонов Тянь-Шаня на западе. Кыргызский каганат объединил под своей властью Приобье, Алтай, Восточный Казахстан, Тыву, Монголию, Забайкалье. Впрочем, его звёздный час» оказался непродолжительным. Вскоре каганат вновь заметно уменьшился в размерах, часть боевых отрядов откочевала на Тянь-Шань (на территорию современной Киргизии2), основная же масса кыргызов возвратилась на историческую родину.

Вопрос о вкладе енисейских кыргызов в становление современной киргизской народности еще далёк от окончательного разрешения. Несмотря на созвучие самоназваний, прямое отождествление здесь вряд ли уместно. Специалисты, правда, не отрицают самого факта участия енисейских кыргызов в формировании практически одноименной народности. Речь идет только о доле этого участия.

Третий период в истории енисейских кыргызов (XI—XII вв.) иногда называют эпохой Сууктэр.

Эпоха Сууктэр позаимствовала свое название у погребальных памятников («хыргыстыр сууктэр», что значит «киргизские могилы»). Такой памятник представляет собой кольцевую насыпь со стенкой в основании. Иногда близ насыпи стоит вертикальная стела. Под насыпью археологи обычно находят остатки погребального костра и сожжённых человеческих костей, железные детали конской сбруи, оружие, украшения, остатки погребальной тризны (кости лошадей и овец). Здесь же встречаются и погребения собак. Некоторые исследователи считают рослые породы кыргызских собак боевыми.

В это время военные действия разворачивались в районах Саяно-Алтая, где кыргызам пришлось обороняться от агрессивных монголоязычных кочевников — киданей и найманов, пресекших связи каганата с земледельческим цивилизациями Юго-Восточной Азии. Кыргызское население изрядо поредело в продолжительных войнах и, будучи распылённым по огромным территориям, не могло оказать серьёзного сопротивления. В это же время кыргызы, вероятно, утратили руническую письменность. Государство быстро слабело и дробилось, мелкие князьки один задругим объявляли о своей независимости и тут же начинали враждовать с соседями. В сущности, история могучей кыргызской державы на этом и завершилась.

В так называемую Монгольскую эпоху (XIII — XIV вв.), после разгрома найманов войсками Чингисхана, кыргызские княжества добровольно пополнили его империю, окончательно утратив государственную самостоятельность. Боевые отряды кыргызов влились в монгольские полчища. 

Как и у всего средневекового населения Южной Сибири, луки енисейских кыргызов были сложносоставными и рефлексирующими. Во второй половине 1-го тысячелетия повсеместно шел процесс поиска наиболее совершенной и рациональной конструкции метательного оружия, пригодного в бою и на охоте, удобного при стрельбе с лошади и с земли. Это привело к тому, что в одно и то же время на одной и той же территории существовало несколько разновидностей луков. При близости общей схемы, позаимствованной многими народами у хуннов, луки енисейских кыргызов различались формой и расположением роговых накладок. У оружия хуннского типа основную работу выполняли плечи, а значительные участки его деревянной конструкции бездействовали. Кыргызы модернизировали луки в целях увеличения эффективно работающих зон, что, как и у тюрков, привело к сокращению количества роговых накладок.

В походах тетива на луках спускалась. Воины носили их на боку или на спине в налучьях, похожих на узкую и длинную (почти во всю длину оружия) трубу, зашитую с одной стороны. Размеры луков со спущенной тетивой колебались от 120 до 140 сантиметров.

Древки стрел делались из березы и слегка сужались к ушку, в прорезь которого с легким сопротивлением входила тетива. Оперение кыргызских стрел было овальной или удлиненно-треугольной формы и относилось к длине древка в пропорции 1:5 или 1:7. На древки стрел наносились цветные пояски — обычай, известный с раннего железного века. Берестяные колчаны для стрел тоже напоминали тюркские. Нужно отметить, что мощное политическое и культурное влияние, оказываемое древне-тюркскими каганатами на своих соседей, родство языка и происхождения, постоянная миграция отдельных тюркских групп в Минусу, — все это во многом определило, как и чем воевали кыргызы.

Это, в частности, касается и наборных поясов, и наконечников стрел. И все-таки полного тождества не было, кыргызские наконечники стрел отличались от тюркских большим разнообразием и затейливостью отверстий в лопастях, а также лучшей сохранностью в археологических комплексах. Дело в том, что кыргызы применяли в своей погребальной практике кремацию. Предметы оружия, побывав в огне, покрывались окалиной, которая (вкупе с золой и пеплом) предохраняла тонкие лопасти наконечников от пожирающего действия ржавчины.

С выходом енисейских кыргызов на просторы Центральной Азии, где им пришлось противостоять очень серьёзным противникам, потребовалось новое оружие. И вскоре, в IX—X веках, ассортимент стрел в колчанах кыргызских воинов неузнаваемо преобразился. Набор традиционных образцов пополнился наконечниками шестиугольной формы с уплощённым, как бы срезанным, остриём (специалисты так и называют их — срезни) и небольшими массивными проникателями с трёхгранным, квадратным или круглым сечением острия. Последние значительно превосходили по весу трёхлопастные и, в большинстве случаев, пробивали доспехи. Модифицировались и привычные формы — так, у пятиугольного наконечника сократились его размеры и ширина лопастей, а острие в сечении стало гранёным. Столь впечатляющее разнообразие свидетельствует о всё большем расспространении на полях сражений различного защитного вооружения.

В это же время кыргызские лучники вернулись к использованию незаслуженно забытых плоских наконечников. Их второе рождение специалисты связывают с монгольским влиянием. Появление плоских наконечников было, пожалуй, первым отчётливым знаком грядущих перемен. В дальнейшем трёхлопастные наконечники постепенно утратили своё значение, вытесненные плоскими «собратьями» — в основном, асимметрично-ромбическими пятиугольными срезнями. Они очень хороши при стрельбе как с близкого расстояния — ни войлочная попона коня, ни мягкие доспехи бойцов не спасали от них, так и с дальнего — не закрытый доспехами противник даже при касательном ударе получал столь обширную травму, что сразу же выбывал из строя.

Восточные письменные источники, переведённые и опубликованные первым крупным российским китаистом Н. Я. Бичуриным (в монашестве Иакинф), рассказывают, что у енисейских кыргызов «мужчины носили кольца в ушах. Они горды и стойки. Храбрые из них татуируют руки себе... На войне употребляют луки со стрелами и знамёна. Конники прикрывают руки и ноги деревянными щитками, которые могли бы защищать от стрел и сабель». Эти деревянные щитки собирались из отдельных дощечек твердого дерева — например, лиственницы. Затем они, вероятнее всего, обжигались, что придавало поверхности особую прочность и гладкость, затирались песком, полировались и окрашивались (или пропитывались жиром). Готовые деревянные детали стягивались между собой сыромятными ремешками, которые, усыхая, крепко прижимали их друг к другу.

В комплект защитного вооружения кыргызов входили наручи (для защиты руки от кисти до локтя), поножи (для защиты ноги от колена до ступни), зерцала (для защиты груди) и оплечья.

Кыргызские панцири состояли из железных пластин, скрепленных между собой по ламеллярному принципу Панцири VI—VIII веков, как правило, представляли собой металлический нагрудник. В эпоху Великодержавия их конструкция усложнилась — теперь латы закрывали спину и руки до середины предплечья; кроме того, появляется подол, спускавшийся к коленям и защищавший бёдра. Вскоре восприимчивые кыргызы, присмотревшись к вооружению центрально-азиатских соседей, уже ковали свои доспехи из крупных подпрямоугольных металлических пластин. Этому способствовало и возросшее качество металла, который по многим показателям, как ни трудно в это поверить, превосходил современные марки сталей. Этот технологический скачок, видимо, связан не столько с развитием собственной производственной базы, сколько с опытом пленных мастеров из оседло-земледельческих центров.

Основные типы кыргызских луков
 
Рис. 4, а—г. Основные типы кыргызских луков. Конструктивное разнообразие метательного оружия было гораздо больше числа представленных здесь типов, ибо процесс изготовления лука во все време оставался индивидуальным, и многие конструктивные особенности оружия зависели как от свойств сырья, так и от опыта мастера, а — луки с парой срединных боков накладок и двумя парами концевых; б — с одной парой боковых срединных накладок; в — с тремя срединными накладками, двумя боковыми и одной фронтальной; г — без срединных накладок, с узкими роговыми пластинами по длине кибити.
Некоторые типы наконечников кыргызских стрел
 
Мастерство кыргызских кузнецов
 
Рис. 5, а—д. Некоторые типы наконечников кыргызских стрел. Стрелы с трёхлопастными остриями предназначались для прицельной стрельбы по одиночной цели (а), плоские — для массированного обстрела плотной воинской массы (б), шиловидные (в) — для борьбы с врагами, облаченными в кольчуги, граненые (г), долотовидные (д) — для поражения латников.

Рис. 6. Кыргызские золотых дел мастера создали свой особый стиль. Их изделия, форма которых, в целом, соответствовала степной моде, отличались богатым и затейливым растительным орнаментом. Железное стремя, представленное на рисунке, инкрустировано золотыми фигурками птиц, порхающих среди извилистых ветвей. Эпоха раннего средневековья. Уйбатский чаа-тас. Хакасия. ГИМ, Москва.

Рис. 7, а, б. Тела умерших воинов енисейские кыргызы предавали огню. Вместе с телами жаркое пламя пожирало воинскую амуницию и погребальный инвентарь. Раскалённые в погребальных кострах клинки намеренно портили — сворачивали в кольцо (а) или сгибали пополам (б). Возможно, так боролись с вредоносной магией покойника, а возможно, «транспортировали» предметы в иной мир, где все было наоборот: целое — сломанным, а сломанное — целым. XII—XIV вв. Минусинская котловина, а — Соян-сее, по Ю. С. Худякову; б — могильник на горе Самохвал, по Л. Р. Кызласову.

Фигурки Тюхтятского клада и Сулекская писаница
Рис. 8, а—г. Легковооруженные всадники. Основное вооружение этих стрелков состояло из лука со стрелами. В ближнем бою они пользовались палашами или слабоизогнутыми саблями. Их экипировка включала также элементы защитного вооружения, в частности, накладные деревянные щитки, а — фигурка лучника, некогда украшавшая переднюю луку кыргызского седла. IX—X вв. Тюхтятский клал. Минусинская котловина. Минусинский музей; б, в, г — Сулекская писаница. Конец 1 тыс. н. э. Средний Енисей.

«Сибирское вооружение: от каменного века до средневековья». Автор: Александр Соловьев (кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института археологии и этнографии СОРАН); научный редактор: академик В.И. Молодин; художник: М.А. Лобырев. Новосибирск, 2003 г.

Комментарии

автор невежа. руника у нас была до середины 20 века. В ссср запрещали её нам использовать

это где руникой пользовались до 20 века

Хорошая информация.Очень помогла.

В Виде книги или одним файлом, это можно купить/найти? Написано очень интересно о нашем регионе.

а чем не устраивает данный формат?

Мой великий народ.

Спасибо за историю. По больше бы ещё инфы

Я горд,что являюсь кыргызом.Я верю,что и наше будущее тоже будет великим,будем стремиться.

Современные кыргызы - это бывшие кыштымы, позднее буруты потом кара киргизы ( помятуя о кыштымском прошлом) и уже потом просто кыргызы.

Кыштымы живут до сих пор в Челябинской области в одноименном городе Кыштым.

Кыштым, кыскын, калмак, кесек, кайсак, казак вот такая ассимиляция очередность совершенствования племени казах. Современное название казак, что означает изгой из племени, калмак - остатки без рода и племени.

Современные казахи тунгусо манжурские племена С2с бывшие кыштымы, позднее киргиз кайсаки и только в 20 веке казахи.

Какую чушь написал здесь выше комментатор под ником "алитет" про использование кыргызами руники до середины 20 века, ну зачем так позорится?! До 1930 года все коренное население экс туркестанского края использовало арабскую графику, далее десятилетний период латыни и переход на кирилицу в 1941 году! Напоминаю, Атаке бий писал письмо Екатерине второй с просьбой принять его род в поданство арабицей, оно до сих пор хранится в архивах Оренбурга!кстати, алитет- это чукотское имя, получившее популярность после советского фильма "алитет уходит в горы"

Руническое письмо обнаружено на каменных балбалах "бабах" Енисейских кыргызов. Пример "Нет березы,что не касался топор кыргыза. Нет земли, где не проливалась кровь кыргыза".

Прочитал все это и вопрос, почему во всех исторических и царских документах указано как народ КИРГИЗ а тут стало КЫРГЫЗ? И до сих пор в Турецком языке тоже данная нация пишется и говорится как КИРГИЗ!KIGIZ а турецкий язык прародитель киргизского языка.

Добавить комментарий

CAPTCHA
Подтвердите, что вы не спамер (Комментарий появится на сайте после проверки модератором)